Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

Музей

«Жизнь «Персея» можно сравнить, наверное, с биографией ученого: вроде и нет каких-то особо ярких страниц, все работа, работа, вся жизнь выходит – подвиг»
«Известия».1974 год.

Основатель историко-морского клуба Идея создания в Красногорской школе №7 географического кружка принадлежала Татьяне Михайловне Малыгиной. Волею судьбы, попавшая на подмосковную землю из корабельного Ленинграда, молодая учительница географии сумела увлечь шестиклассников романтикой моря, и в сентябре 1971 года в стенах школы появился первый морской экипаж.

Татьяна Михайловна была потомственным педагогом-географом. Биография, как обычно, скудна подробностями, в ней нет места эмоциям, и, на первый взгляд, нет ничего примечательного. Каждый из нас когда-то родился, где-то учился, куда-то поступал и откуда-нибудь увольнялся, обзаводился семьей и детьми. Да и профессия у нее была очень распространенная. Но тем удивительнее судьба учителя, что, идя проторенной дорогой, ему удается открывать свои собственные «америки», ранее никем не замеченные.

1971г.Экипаж первого В 1935 году она пошла в школу при Педагогическом училище в Торжке, где ее отец был директором. Мама преподавала географию рядом в средней школе. 5-й класс избрал пионерку Таню председателем совета отряда. Счастливое детство закончилось в один день. Вместо экспресса, ожидающего отправления к теплому морю, летом 1941 года школьников у перрона ждал военный эшелон. Эвакуация в село Иваньково Ярославской области. При первой возможности Тихомировы вернутся домой, ведь каждого из них ждали дела в классах разрушенного Торжка. По окончании десятилетки особых раздумий у Татьяны не было. В 1946 году поступила в Московский педагогический институт, а на втором курсе перевелась в Ленинградский имени А. И. Герцена, куда поступил старший брат, вернувшийся из Берлина. После пяти лет разлуки и испытаний, нельзя было не воспользоваться шансом оказаться друг к другу поближе. После института младшие Тихомировы оказались снова в Торжке: сестра стала учительницей географии в школе, где работала мама, брат пошел географом к отцу в Педагогическое училище.

В 1953 году вместе с мужем – военным врачом В. П. Малыгиным, молодая учительница отправилась в бесконечные странствия по военным частям и госпиталям. В тот же год у них родилась дочь. Очередной перевод мужа в Ленинград наконец-то позволил заняться тем, чему она так усердно училась – работать учителем географии. Здесь, в школе №149, у нее появилась мысль создать детский морской клуб. Но по-настоящему реализовать эту идею Татьяна Михайловна смогла лишь в красногорской школе, куда пришла после перевода мужа в Москву в 1969 году. Первые питомцы Татьяны Михайловны – члены морского экипажа «Персей» и стали ее «америкой». Им она дала возможность участвовать в настоящем деле, заразив страстью к исследованию, познанию нового. Она во многом определила дальнейшую судьбу этих ребят.

Новоиспеченные матросы долго не могли найти название своему кораблю. Но вот им в руки попала статья об экспедиции «Торос», которая вылетела из Архангельска на льды Белого моря для изучения тюленей. На льдине участники подняли флаг Всесоюзного института рыбного хозяйства и океанографии – вымпел с изображением Персея. Название было выбрано – только «Персей». Да и как детская душа могла не принять фантастическую возможность стать членом экипажа брига с таким захватывающим названием. Настоящая морская форма, звания от матроса до капитана, дружба с бравыми моряками и возможность настоящего морского путешествия.

1974г.Персей1.Отчет о поездке на место гибели Вот строки из газеты «Правда Севера» от 9 июля 1974 года. «…В эти дни на улицах Архангельска можно было увидеть ребят и девчат в матросской форме с необычной эмблемой на рукаве – экипаж брига «Персей» выступил в очередной поход».

Но прежде чем появиться эта статья, экипажу потребовалось два года кропотливой исследовательской работы. В начале пришлось собирать материалы о корабле, чье имя экипажу суждено было носить четыре года. Это был первенец советского научно-исследовательского флота – океанографическое судно, на счету которого было 84 экспедиции и около 200 тысяч миль за бортом. На первых порах все богатство кружковцев умещалось на обычной парте: справка из энциклопедии, мифы о Персее, карта звездного неба с одноименным созвездием и две заметки: одна из «Советской России» 1968 года, другая из гидрометеорологического календаря за 1965 год о гибели «Персея». Следующим шагом стало изучение маршрутов «Персея», штудирование технического описания корабля, сбор фотографий и записей рассказов участников экспедиций. Одной из них была доктор биологических наук Татьяна Федоровна Дементьева, плававшая на «Персее» еще в 1927 году. Она передала ребятам тексты песен моряков-персеевцев, сочиненные членом-корреспондентом АН СССР С. В. Обручевым в 1925 году. Забытый гимн «Персея» обрел вторую жизнь, став визитной карточкой красногорцев. Т. Ф. Дементьева познакомила ребят с историей открытия Обручевым хребта Черского, подарила редкие фотографии: Новая Земля, полузатопленное судно, а на берегу – тело штурмана – Афанасия Рослякова. Она познакомила ребят с Всеволодом Апполинарьевичем Васнецовым – океанографом, членом Географического общества, участником нескольких экспедиций на «Персее», сыном художника Апполинария Васнецова (его дом-музей впоследствии не раз принимал у себя красногорцев). Благодаря ему кружковцы стали завсегдатаями собраний Географического общества. Им удалось побывать в Звездном городке, подружиться там с П. И. Климуком, изучавшим во время полета созвездие Персея.

Одним из первых результатов их поисковой работы стала уточненная дата гибели шхуны. На запрос в Военно-морской архив в ответ пришла справка, что дрифбот «Персей» был потоплен авиацией противника в Мотовском заливе 10 июля 1941 года. Но по свидетельствам, найденного ребятами очевидца – Н. Д. Бендицкого (он был членом в экспедиции на «Персее» в качестве студента-практиканта), шхуна 25 июля 1941 года получила команду идти в губу Эйна и взять на борт груз для доставки в Мурманск. Еще один свидетель тех давних событий – Татьяна Ивановна Горшкова, которая принимала участие в строительстве «Персея» и десять лет на нем плавала, тоже стала помощником красногорских исследователей.

На заседаниях кружка воссоздавались картины великих плаваний ( первая кругосветка Ю. Ф. Лисянского, исследования Антарктики Ф. Ф. Беллинсгаузеном, плавания И. В. Крузенштерна). Т. М. Малыгиной удавалось связывать воедино различные учебные курсы. Любой литературный сюжет так или иначе связанный с путешествиями, физический закон или астрономическое явление. Флора и фауна северных морей – все это становилось объектом пристального внимания ее питомцев. Было ли в действительности путешествие Татаринова на «Святой Марии», или «Два капитана» В. А. Каверина – это вымысел? Свидетельства реальных событий, изложенных в книге, были найдены. Ребята нашли для себя маршруты экспедиции Г. Седова на «Св. Фоке» к Северному полюсу, И. Русанова на «Геркулесе», Г. Брусилова на «Св. Анне». С пристальным вниманием следили они за результатами экспедиции «Комсомольской правды» по следам «Геркулеса».

Персейцы проложили свои туристические маршруты в Яхрому, Дубосеково, Звенигород, Истру. Была собрана коллекция минералов для кабинета географии, снят диапозитивный фильм о Красногорске. В 1973 году кружковцам представилась возможность стать участниками военно-морской экспедиции «Гидрограф», организованной журналом «Костер».

Настоящее путешествие было намечено совершить по маршруту: Москва - Архангельск (где на реке Лае национализированная у купца Могуче­го зверобойная деревянная шхуна была превращена в первенец советского научно-исследовательского флота). Далее – Белое море, по которому он прошел первые мили, Баренцево море, в котором пролегли маршруты многих его экспедиций, в том числе, поиски дирижабля Нобиле, Мурманск, губа Эйна Мотовского залива, где в первые дни Великой Отечественной войны погиб «Персей».

1979г. Онега. Открытие памятника первому научно-исследовательскому судну СССР После выпускного вечера, ознаменовавшего переход персеевцев в девятый класс, сборы были закончены. 3 июля 1974 года отряд во главе с начальником экспедиции Татьяной Михайловной Малыгиной и ее помощником Виталием Бутузовым отправились навстречу мечте.

Архангельск. Город, откуда уходили многие полярные экспедиции, город, где строился «Персей». Достаточно лишь раз увидеть закат на Северной Двине и старинные кварталы Соломбалы, чтобы почувствовать энергию полярных морей и быть захваченным огромным желанием совершить что-то доселе невиданное. Будто гонимые духом Петра Великого, юные исследователи пытались восстановить путь погибшего судна, воссоздать еще одну страницу в истории русского флота. Их юношеское рвение кому-то могло показаться лишь детской игрой, а объект поиска не столь уж значительным. В то время, наверное, мы могли позволить себе забыть пару-тройку «суденышек», ведь тогда на плаву было множество кораблей. Но судьба экипажа «Персея» служила одним из примеров беззаветного служения Отечеству.

Архангельск провожал «персеевцев» летним дождем. Впереди лежал путь на Мурманск на борту «Вацлава Воровского». Многие впервые поднялись на борт настоящего корабля. «Сердце не успевает вместить все впечатления, которые обрушились на нас огромной волной», - напишет безымянный автор от имени всего экипажа в газетной заметке. Красногорцы не упустили возможность представиться капитану и передать привет от их общего друга Ю.Г. Левина - начальника Северо-Западного пароходства. То ли обаяние юных моряков, или сила переданного ими привета подействовали, но вместо кают четвертого класса, ребята оказались во втором и были приглашены на торжественную встречу с экипажем. Дополнением к этому «праздничному набору» стала экскурсия по теплоходу: от капитанского мостика до машинного отделения.

В Мурманске «персеевцы» первым делом отправились в Полярный институт, который к тому времени был единственным местом хранения реликвий, связанных с жизнью первого «Персея». На двухмачтовом судне «Кировабад» в сопровождении начальника последней экспедиции «Персея» Олега Николаевича Киселева ребята отправились в Мотовский залив, к месту его гибели. Здесь затопленный «Персей» еще 1156 дней служил основанием для причала на полуострове Рыбачьем.

«12 июля - «Кировабад» встал на якорь в губе Эйна. Мы видим в бинокль остатки причала и... неясные очертания затонувшего корабля. Это «Персей».

19.00. На воду спущена шлюпка. В полной парадной форме, под собственным флагом, с венком мы движемся к берегу.

Отлив. Гордый нос деревянной шхуны, обитый железными скобами. Как ребра, печально смотрят на нас уцелевшие шпангоуты, кое-где сохранилась обшивка, вся покрытая водорослями и ракушками. Это все , что осталось от «Персея» - первого советского корабля науки, погибшего в бою.

20.30 Начался прилив. Торжественная линейка. Взволнованные слова Саши Шепканова, нашего капитана, Тани Степановой... Минута молча­ния... Право возложить венок на останки «Персея» получил О.Н. Киселев, наш старпом Саша Белоусов и матрос Костя Рябчиков.

...Идут наши мальчики как настоящие моряки, идут прямо в холодные воды Баренцева моря, несут венок с надписью на ленте «Легендарному «Персею» от персеевцев Красногорска»... Нельзя было удержать слез в эту минуту...

...Шлюпка уносит нас, а мы, не отрываясь, смотрим на красную точку - венок на носу «Персея». Бессловесный герой океана, великий труженик, ученый и воин!...»

1979г. Открытие в школе музея ИМК Телестудия «Экран» в то время снимала документальный фильм о «Персее». По просьбе руководителя киногруппы в члены экипажа красногорцев были зачислены «два Валеры» кино- и звукооператоры. Позднее отснятые материалы послужили основой одного из выпусков «Клуба кинопутешественников», и об экспедиции юных персеевцев узнали во всех уголках страны. Съемки велись и собственными силами. Фильм Саши Ведерникова пополнил коллекцию кино-фотоматериалов клуба. Поручения, которые были даны Всесоюзным географическим обществом, Архангельским краеведческим музеем и редакцией газеты «Правда Севера», были выполнены. Но подъем останков шхуны, перенос и сохранение ее как памятника был невозможен. О результатах экспедиции было сделано сообщение на заседании Географического общества. А спустя четыре года штурвал, кусок обшивки «Персея» и спасательный круг этого судна заняли одно из самых почетных мест в экспозиции школьного музея.

За свою недолгую историю географический кружок стал неотъемлемой частью школьной жизни. По сложившейся традиции 7 ноября и 1 мая «персейцы» шли на демонстрацию отдельной колонной под своим флагом. Появление перед трибуной ребят в форме под звуки оркестра, исполнявшего морской марш, стало визитной карточкой школы. Кружковцы устраивали школьные декады географии, вели рукописный журнал «Глобус», готовили КВНы между классами и театрализованные представления. Подготовка кабинетов к урокам географии, демонстрация опытов и учебных фильмов силами кружковцев стали обычным делом, а девиз персейцев «если надо, значит надо» не раз выручал школу. Не желая расставаться с «Персеем», ребята, уже будучи десятиклассниками, организовали для учащихся 5-х классов экипаж «Персей-2». На их долю выпала честь осуществить мечту первого экипажа - встретиться с учеными-персейцами и вместе пройти по набережной Северной Двины к памятнику «Персею».

1978  -1979 Пришла пора - уходить из школы первому экипажу «Персея». Саша Шепканов поступил в мореходную школу, старпом Белоусов и матрос Горохов стали курсантами Высшего военно-морского училища в Севастополе, командир 1 -го отделения Максименко был принят в училище им. Фрунзе в Ленинграде, а Рябчиков стал студентом МИГАИК. 20 февраля 1975 года состоялась передача флага брига «Персей» экипажу корвета «Витязь», созданного восьмиклассниками за год до этого, и готовых принять эстафету выпускников.

В 1979 году собранные пятью экипажами материалы стали основой школьного музея. Все ли мы в школьные годы имели возможность прийти в свой школьный музей? Не тот, в котором все сокровища - это стенды с постепенно выцветающими картинками из разных журналов, не туда, где уроки-экскурсии были лишь приятным поводом разнообразить течение школьных «сорокопятиминуток», а в тот, где каждый экспонат имеет свою примечательную историю, в котором экскурсовод не водит указкой вслед заученному тексту, а чувствует себя хозяином, точнее сказать капитаном или, как минимум, боцманом на судне, которое ненадолго причалило к берегу и гостеприимно пригласило полюбоваться своими трофеями. И как только сборы к новому путешествию будут завершены, только они – лучшие из лучших - поднимутся по трапу на судно своей мечты и устремятся к горизонтам, оставляя на берегу тех, кто в любую минуту, увлеченный страстью к путешествиям, примется за постройку своего корабля, выбрав для него не менее романтическое название чем «Персей», «Витязь» или «Анадырь».

Экипажи этих кораблей проложили свои маршруты и совершили свои великие путешествия. Не раз они будут возвращаться к родным берегам. Не будет только в живых начальника их первой экспедиции и наставника – Татьяны Михайловны, а в музейном судовом журнале будут появляться все новые и новые записи, сделанные курсантами морских училищ, офицерами ВМФ и просто благодарными учениками. 

12 февраля 2018

Музей "Живая история"

Добро пожаловать на сайт нашего музея "Живая история"

https://museum-livinghistory.nethouse.ru

Отчет о работе музея «Живая история» в 2016-2017 году

Анализ работы Историко-морского клуба «Персей» в 2016-2017 году

18 марта 2015

Экспедиции

1974г. – Архангельск, Мурманск, п-ов Рыбачий
1976г.– Владивосток, Хабаровск, Николаевск на Амуре
1979г. – Онега, Мурманск, п-ов Рыбачий
1999г. – Санкт-Петербург и Кронштадт
2000г. – Калининград и Балтийск
2001г. – Севастополь
2002г. – Североморск, БДК «Митрофан Москаленко»
2003г. – Тверская область, экологическая школа «Медвежата»
2004г.

Читать далее...
18 марта 2015

Клуб сегодня

Дата рождения: 22. 09.

Читать далее...
18 марта 2015

Ветер странствий

Рассудительным речам ты верь не слишком;
Если ветер спит, то будет он разбужен.
Если снится белый парусник мальчишкам,
Значит, он еще кому-то очень нужен.
(В. Крапивин)

Читать далее...
Подписка на новости сайта
Подписчиков — 13
Изображение
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Отличный сайт
«Отличный сайт. Лето 2018»